ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ    КАЛЕНДАРЬ   ЮМОР    КРОССВОРДЫ   АРХИВ   КОНТАКТЫ   ГОСТЕВАЯ

ФУТБОЛВОЛЬНАЯ БОРЬБАДЗЮДОБОКСЗВЕЗДЫДРУГИЕ ВИДЫ СПОРТА

 

Арзулум МАНТАЕВ: УЧИЛИЩЕ ИЩЕТ ТАЛАНТЫ

 

Открытие училища олимпийского резерва по футболу в Каспийске, намеченное на сентябрь нынешнего года, для футбольного Дагестана, пожалуй, можно назвать событием, сопоставимым с возвращением «Анжи» в премьер-лигу. И хотя рядовые болельщики, возможно, не согласятся с таким сравнением, большинство из тех, кто непосредственно занят в футболе в нашей республике, очевидно, воспримут предстоящее событие с большим воодушевлением. В обстоятельной беседе директор училища олимпийского резерва Арзулум Мантаев рассказал корреспонденту «Стадиона», в частности, о том, на каких принципах будет основываться жизнь руководимого им заведения и каких результатов можно ждать от работы тренеров училища, среди которых немало имен, известных дагестанским любителям футбола. 

 

ОТЦЫ И ДЕТИ

 

- Кто автор идеи строительства в Каспийске футбольного училища?

- У этого проекта несколько «отцов», поспособствовавших его воплощению. Сама идея принадлежит Хизри Шихсаидову, который будучи премьер-министром правительства республики добился того, чтобы территория и здание закрытого в 1995 году детского сада завода точной механики были переданы под футбольный интернат. С уходом Шихсаидова из правительства работы по строительству интерната прекратились. Местоположение у объекта завидное, за те годы, пока работы на нем не велись из-за отсутствия средств, его не раз пытались заполучить различные лица и организации. Новый министр спорта Арсанали Муртазалиев отбил последнюю и самую решительную такую «атаку», когда казалось, что с мечтами о футбольном училище можно распрощаться. Фактически благодаря волевому вмешательству министра спорта удалось сохранить это место и возобновить, а по сути, начать заново строительство.

Еще в сентябре прошлого года Арсанали Муртазалиев попросил Гаджи Гаджиева, который тогда еще не возглавлял «Анжи», съездить на место предполагаемого строительства и выяснить, есть ли смысл что-то делать именно на этой территории. Мы с Гаджиевым прошлись по территории будущего училища, я ему рассказал, каким вижу этот проект. К министру спорта Муслимыч вернулся с судьбоносным вердиктом: «Надо строить». Гаджиев потом еще не раз приезжал на место стройки, регулярно интересовался её ходом.

- Предполагалось, что училище будет открыто 1 сентября нынешнего года. Успеваете к этому сроку?

- Возможно, 1 сентября разрезать ленточку не удастся. Но опозданием это назвать нельзя, так как изначально жесткого указания уложиться в этот срок не было и по объективным причинам быть не могло. Успеть к 1 сентября – скорее, задача, которую сами строители поставили перед собой. Ведь это училище не для инопланетян, оно для наших детей. И этой мыслью с самого начала в полной мере прониклась бригада строителей во главе с директором стройки Мурадом Лабазановым, которые прикладывали максимум усилий, чтобы как можно качественнее и быстрее сделать свою работу.  

Сроки окончания строительства главным образом важны в том смысле, что, пока официального открытия училища не произошло, мы не можем сформировать штат и отобрать ребят. А такую работу уместно начать уже сейчас. Было бы здорово, к примеру, отправить двух тренеров на стажировку в тольяттинскую академию Коноплева, ведущее футбольное учебное заведение страны. Наше спортивное министерство, которое финансирует строительство училища, из-за некоторых законодательных ограничений не имеет возможности помочь нам в этом вопросе до официальной сдачи объекта в эксплуатацию. 

 

ДАЙТЕ НАМ ИМЯ

 

- Как будете решать проблему дефицита тренерских кадров, с которой наверняка столкнетесь при формировании штата?

- Я разговаривал с несколькими местными тренерами, которых хотел бы видеть в училище. Их имена известны любителям футбола. Охотно откликнулся на предложение поработать тренером вратарей Камиль Асеев. Он, я уверен, сможет не только обучить своих подопечных вратарскому искусству, но и привьет им лидерские качества, которыми обладал сам. Я очень рад тому обстоятельству, что он оказался свободен. Ведь многие тренеры заняты в школе Маркарова.

Еще в прошлом году я делал предложение Руслану Агаларову, но он уже тренирует дубль «Анжи» и, дай бог, в будущем возглавит команду мастеров. Магомедрасул Ахмедов, которого я тоже очень хотел бы привлечь к работе в школе, сейчас занят в качестве главного тренера в «Дагдизеле», выступающем во втором дивизионе. Он большой фанат футбола и умеет работать с детьми. Я не оставляю надежды увидеть его в качестве одного из тренеров училища. Так же, как и Александра Решетняка, человека с колоссальным опытом в футболе.

- Давайте разберемся со статусом вашего учебного заведения. Это не футбольный интернат, а училище олимпийского резерва, - в чем их различия?

- Интернат выдает своему выпускнику аттестат об окончании средней школы. Воспитанник же училища олимпийского резерва получает по окончании обучения аттестат о среднеспециальном физкультурном образовании. Мальчики у нас будут получать ту же школьную общеобразовательную программу плюс чисто специальные предметы. У училища есть огромный плюс: на время обучения в нем, которое составляет около пяти лет – начиная с девятого класса, ребята освобождаются от службы в армии. Ведь армия – это яма, в которой пропадает немало перспективных игроков. 

Официальное название нашего учебного заведения – училище олимпийского резерва (УОР) по футболу министерства по физической культуре и спорту Дагестана. Кстати, хотелось бы объявить через вашу газету о конкурсе на оригинальное название для училища вдобавок к его официальной части. Думаю, мальчишкам, выезжая на турниры, хотелось бы слышать нечто иное в свой адрес, чем неблагозвучное «уоровцы», которое к тому же никак не выделит их среди других представителей многочисленных училищ олимпийского резерва. Хочется, чтобы у нас было свое название, которое со временем, возможно, стало бы своеобразным брендом. Как, к примеру, та же академия Коноплева.

 

ВСЕ ЕДУТ В ТОЛЬЯТТИ

 

- К слову, совсем недавно вы побывали в академии Коноплева. Что больше всего впечатлило в этой ведущей футбольной школе России?

- В начале августа я ездил изучать опыт тольяттинской академии имени Коноплева и подмосковного училища «Мастер-Сатурн». Поездка в подмосковный Егорьевск, где располагается «Мастер-Сатурн», прошла не так, как я планировал. Из-за смога от лесных пожаров всех работников училища отправили в отпуска, а тренировки, естественно, отменили. На базе оказались только секретарша директора и тренер-методист. Мне очень помог наставник «Сатурна» Андрей Гордеев, с которым мы знакомы еще по «Анжи». Он позвонил в «Мастер-Сатурн», сказал, чтобы меня там ждали, провели, показали все, ничего не скрывая. В итоге мы очень хорошо пообщались с тренером-методистом, который в течение трех часов был моим проводником по училищу и рассказчиком.

Конечно, поездка в Егорьевск получилась не такой насыщенной, как в академию Коноплева. В Тольятти я даже с шеф-поваром, выходцем из Югославии, познакомился, пообщался с завучем, отвечающим за общеобразовательный процесс в академии, поинтересовался у нее, как им удается совмещать учебу с тренировками.

Меня просто «убило» материально-техническое оснащение академии Коноплева. Прекрасные условия, ребята ни в чем не знают нужды. Правда, сейчас, насколько я знаю, академия пошла на некоторое сокращение бюджета, видимо, в связи с кризисом. Но на соревнования команды академии всех возрастов ездят чуть ли не исключительно за рубеж.

Кроме того, у академии свой агент, который других агентов на пушечный выстрел не подпускает к ребятам из академии, защищая таким образом и интересы академии как частной школы, и самих юных игроков. С академией Коноплева конкурировать сложно любой школе в России. В Тольятти, как мне сказал тренер-методист «Мастер-Сатурна», едут со всей страны. Академия Коноплева снимает все «сливки». Нашему училищу надо ориентироваться не на весь Кавказ, а на Дагестан. Я абсолютно уверен, у нас достаточно одаренных ребят.

- Но многие из них уходят в вольную борьбу…

- Уходят в борьбу, потому что у нас нет футбола. Я хочу, чтобы ни один талантливый дагестанский мальчик в возрасте до 10 лет не прошел мимо нашего внимания. И у меня есть некоторые соображения, как это можно организовать. Один из вариантов - премирование учителей физкультуры, которые обратят наше внимание на перспективного мальчика. Кто ж лучше них знает физические возможности учеников? Ученик перевыполняет норматив по прыжкам с места для своего возраста, бегает быстрее всех – он уже нам интересен. И тут даже не так принципиально, как он играет в футбол. Весной можно проводить единый сбор для таких одаренных школьников, чтобы внимательнее понаблюдать за ними.

- А вы считаете можно научить играть в футбол мальчика, который раньше и по мячу-то толком ударить не мог?

- Научить – нельзя, помочь – можно. Я помню свое первое знакомство с футболом. Мне было семь лет. Ребята на два года старше играли между собой, и я попросил взять меня в команду. В игре меня толкнули, я упал, и футбол мне тогда крепко не понравился. Суть в том, чтобы этих одаренных детей подобрать по кондициям – чтобы один другого не был заведомо физически сильнее, дать им поиграть, и не так, чтобы одна команда другую задавила, а чтобы была равная борьба. Наша задача в том, чтобы выявить талантливых детей и увлечь их футболом.

 

ЗВЕЗДЫ – ШТУЧНЫЙ «ПРОДУКТ»

 

- Сколько ребят сможет «приютить» училище в Каспийске?

- Три возрастные группы по 20 мальчиков в каждой. Возрастной диапазон – с девятого класса и по 11-й. Но эти рамки условны. К примеру, в «Мастер-Сатурне» обучаются ребята с шестого класса. То есть, в принципе, в таком же, как мы, по статусу специализированном учебном заведении по футболу работают и с младшими детишками. Причем в «Мастер-Сатурне» добиваются, чтобы им дали возможность набирать группу ребят и пятого класса. Это вопрос финансирования, вопрос возможностей. Нам тоже устав не запрещает набирать группы ребят младше 13-ти лет. Другое дело, что на данный момент финансирование позволит обеспечивать проживание, питание и воспитание только трех групп по 20 человек – 14-16 лет.

- Есть ли какая-то гарантия, что за пять лет работы такого интерната можно воспитать хотя бы одного игрока для премьер-лиги?

- Я уверен, что для премьер-лиги игроков мы готовить будем. Но не в массовом порядке. Такие игроки – штучный «продукт». Мы можем воспитать 15 парней для премьер-лиги. А можем и ни одного. Но я надеюсь, что нашей вины не будет в том, что мы не подготовим ни одного, если такое случится. Я думаю, работать в училище будут те, кто любят футбол и готовы все силы отдавать этой работе. А результат зависит от очень многих факторов. Порой, кстати, так случается, что в одной возрастной группе, в одном поколении четыре-пять ребят, в которых угадываются будущие звезды, мастера. А в другой группе, к примеру, – не то что звезды, ни одной звездочки не видно, все «серенькие». 

- Какие условия для тренировок в распоряжении училища? Я слышал, у вас есть даже специальная горка, как на базе «Анжи».

- Действительно, мы соорудили наклонную горку, покрытую искусственной травой, протяженностью 30 метров. Недалеко от нас – в десяти минутах легкой пробежки - располагаются искусственные поля стадиона «Хазар». Можем арендовать их. Непосредственно же на территории училища есть две площадки с искусственным газоном (80 метров на 25, которую можно разделить на несколько поперечных, и 35 метров на 17). Готова и песчаная площадка - 35 метров на 17, на которой можно будет играть в волейбол, теннисбол и пляжный футбол и просто проводить какие-то специальные упражнения. Бразильцы часто играют на песке, и, посмотрите, какая у них мощь в ногах. Кроме того, в нашем распоряжении стандартная площадка – 40 метров на 20 – с мягким синтетическим покрытием для игры в гандбол, баскетбол, волейбол, а также достраивается теннисный корт с аналогичным покрытием.

Мы попытались организовать все так, чтобы ребятам было приятно выйти во двор училища, - учли «принцип двора». Ведь дети, выходя, к примеру, во двор дома, занимаются, кому чем интересно: кто на дерево лезет, кто на гаражи, кто-то в прятки играет. В нашем случае ребята тоже сами будут решать, как им провести это свободное время в училище – кто-то в теннис сыграет, кто-то в волейбол. Одним из недостатков академии Коноплева я считаю как раз то, что у них этот «принцип двора» не соблюден. Там ребята в вечернее время сидят по номерам - некуда себя деть, кругом лишь поля и асфальт.

Но вообще, конечно, оптимальный вариант – если у мальчишек будет возможность жить в своей семье, а не в училище. Но поскольку мы зачисляем и приезжих ребят, наша задача – создать максимально комфортные условия для наших воспитанников, чтобы каждый из них чувствовал себя как дома.

 

Ислам АБАКАРОВ

 

 

 

 

© Стадион. 2010г.

Сайт создан в системе uCoz